А знаете ли вы, что популярность фильма на 70% зависит от киномузыки? Такую формулу успеха вывела главный музыкальный редактор «Мосфильма» Минна Бланк. А еще она отмечала, что хотя бы одна песня из фильма должна сойти с экрана и пойти в народ. Поэтому в кино работали все самые видные советские композиторы.
Авторы музыки проходили строжайший отбор, а в кинопроизводстве существовал целый «институт» музыкальных редакторов. Редакторы следили за качественным наполнением фильмов музыкой – и не только центральных киностудий, но и провинциальных. К примеру, благодаря музыке Александра Зацепина в 60-70-х годах XX века были очень популярны фильмы Среднеазиатских киностудий: «Ангел в тюбетейке» (1969), «Все начиналось в субботу» (1976), «Отважный Ширак» (1976), «Повар и певица» (1978).
А теперь погружаемся в историю…
Итак, 28 декабря 1895 года. В ГРАН-КАФЕ, что на бульваре Капуцинок, братья Люмьер собираются представить миру свое изобретение – синематограф. Казалось бы, все готово, но смущает одно: треск из аппарата может испортить все восприятие. Решение приходит спонтанно – провести сеанс под музыкальное сопровождение. И вот «Прибытие поезда» озвучивает музыкальный ансамбль из трех человек. Так что рождение киномузыки состоялось в один день с рождением кино.
Фильмы, которые снимались в первое время, программной музыкальной составляющей не имели. Пианисты–иллюстраторы, в просторечии – «таперы» – подбирали музыку, исходя из сюжета на свой вкус. И только в 1903 году французская киностудия «Pathé» предложила своеобразную музыкальную компиляцию. В коробку с кинопленкой вкладывались ноты с музыкальными пьесами, которые строго соответствовали хронометражу того или иного сюжета.
А вот первый немой фильм с оригинальной авторской музыкой был снят в 1908 году. И тут среди кинематографистов закипели жаркие споры. За пальму первенства долгое время боролись российский фильм «Понизовая вольница» с музыкой Михаила Ипполитова-Иванова и французский «Убийство Герцога Гиза», где композитором выступил Камиль Сен-Санс. Увы, победу одержали французы. Дело в том, что изначально Ипполитов-Иванов сочинял музыку для театральной постановки одноименной пьесы Василия Гончарова, а уже потом режиссер Владимир Ромашков вставил ее в фильм, Сен-Санс писал же музыку непосредственно к фильму.
В этой серии публикаций мы предлагаем вам проследить краткую историю отечественной киномузыки, познакомиться с яркими композициями и насладиться их звучанием в избранном фильме! Автор рубрики – звукорежиссер Курского кинофонда Александр Александрович Страхов.