Дирекция по кинопоказу и проведению культурно-массовых мероприятий

Ко дню рождения Сергея Эйзенштейна: подборка фильмов

Сегодня, 22 января, исполняется 123 года со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна – великого режиссера, сценариста, актёра и монтажёра. Творческий подход, интеллект и талант которого позволили создать новые, уникальные приёмы съёмки для кинематографа. Он много экспериментировал в области монтажа, освещения, композиции кадра: активно использовал изобразительные метафоры и символичные противопоставления. Кинематографические находки Сергея Михайловича ценятся и изучаются до сих пор во всем мире, а его фильмы и сегодня являются «учебным» эталоном для студентов в плане художественной выразительности и образности.

После выхода первых лент у Эйзенштейна стали заказывать фильмы знаменитые деятели разных стран. Вместе с ним в команде работали именитые коллеги, такие как режиссер Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ. С 1928 по 1932 года творческая группа Сергея Михайловича работала за рубежом, долгое время пребывала в США, где обменивалась опытом с коллегами. Это помогло Эйзенштейну одному из первых в Советском Союзе перейти от немого кино к звуковому. Он не копировал, а создавал свою, более совершенную идею синхронизации экранного действия и фонограммы.

Курский кинофонд подобрал лучшие фильмы гениального режиссёра. Именно с этих лент начался активно развиваться советский и мировой кинематограф. Желаем вам приятного просмотра!

Броненосец «Потемкин» (1925), 0+

Режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров.

В ролях: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Александр Антонов, Владимир Барский, Иван Бобров, Михаил Гоморов и др.

Легендарный немой художественный фильм режиссера Сергея Эйзенштейна стал культовым как для российского, так и для мирового кинематографа. Снятый еще на заре эры великой иллюзии, в эпоху немого кино, «Броненосец «Потемкин» разошелся на многочисленные цитаты. Многие художественные приемы, встречающиеся в «Броненосце…», стали для режиссеров всего мира азбукой: крупные планы, замедление художественного времени, преувеличение численности исторических действовавших лиц, особенности монтажа — все это создало облик современного для нас кино. В основе фильма — рассказ о мятеже на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» в 1905 г. Жители Одессы поддержали восстание моряков, что привело к кровавому расстрелу толпы царскими войсками.

Смотреть: https://youtu.be/GmUef84ybXk


Сентиментальный романс (1930), 12+

Режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров.

В ролях: Мара Грыу.

Титаны советского киноискусства, учитель Сергей Эйзенштейн и ученик Григорий Александров в 1930 году сняли черно-белую французскую ленту без сюжета и диалогов «Сентиментальный романс». Необычное наследство двух классиков объясняется заказом парижского магната Леонарда Розенталя, который пожелал увидеть на экране свою возлюбленную Мару Гри. Загадочная певица-эмигрантка стала единственной героиней экспериментальной постановки, снятой великим оператором Эдуардом Тиссэ. Трио киногениев за двадцать минут продемонстрировали художественную силу монтажа звука и изображения. Природа бушует. Волны бьются о камни, ветер валит деревья, сгущаются тучи. Но стоит затихнуть тревожной музыке, как солнечный свет пробивает себе дорогу. Он проникает в комнату с большими окнами, возле которых стоит молодая женщина. Она садится за рояль, и по зале разливается пронзительная мелодия – старинный русский романс «Жалобно стонет ветер осенний». Единственный слушатель, собака в ошейнике, грустно лежит у камина. С новым куплетом огонь воспоминаний вспыхивает и в сердце певицы. Она звездой возносится ввысь, где облака превращаются в лебедей и скульптуры Родена, где давняя любовь оборачивается осенним дождем. Ценителям красоты киноязыка предлагаем посмотреть первый музыкальный клип «Сентиментальный романс».

Смотреть: https://www.ivi.ru/watch/82712


Да здравствует Мексика! (1932), 0+ (не рекомендуем к просмотру детям – прим.авт.)

Режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров.

В ролях: Феликс Балдерас, Сара Гарсия, Мартин Эрнандес, Давид Лисеага, Хулио Салдивар, Изабель Вильясеньор, Baronito, Аркадий Бойтлер, Консепшн, Рауль де Анда и др.

Картина «Да здравствует Мексика!» была снята в 1932 году. В прологе к этой картине говорится о давно минувшем прошлом и памятниках архитектуры, которые сохранились в наши дни в Юкатане. Фильм состоит из нескольких новелл, первая из которых – идиллическая картина «Сандунга» представляет собой воспоминания о Мексике дофеодальных времен. Следующая новелла «Магей» повествует о драматической любви бедного батрака и его невесты. Заключительная новелла «Фиеста» сочетает в себе романтическую историю и бой быков. По сценарию и замыслу Сергея Эйзенштейна, далее должна была идти новелла «Солдадера», которую по некоторым причинам не сняли. В ней должны были показать мексиканскую революцию 1910 года. «Да здравствует Мексика!» – это кино о культуре, выстроенное не по хронологии событий, а скорее по горизонтальной географической линии.

Смотреть: https://www.ivi.ru/watch/82714


Иван Грозный (1944), 2 серии, 12+

Режиссер: Сергей Эйзенштейн.

В ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Жаров, Амвросий Бучма и др.

Монументальный диптих о жизни и судьбе одного из самых одиозных русских царей от автора всемирно известного «Броненосца Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Историческая сага «Иван Грозный» изначально являлась государственным заказом, поступившим от самого Сталина. Однако вторая часть им же подверглась уничижительной критике и впоследствии была запрещена к показу. В картине рассказывается о первых тринадцати годах правления, когда Иван был венчан на царство, объединил разрозненные княжества в одну могучую державу и пережил смерть своей первой жены. Вошедший в анналы истории как Грозный, Иоанн Васильевич стал первым человеком в летописи государства, получившим титул Царя Всея Руси. Вторая же половина фильма, вызвавшая гнев высших чинов, носит название «Боярский заговор» и рассказывает о том, что привело Ивана к одиночеству и паранойе. Пытаясь укрепить свое место на троне, царь часто начал прибегать к коварству и беспричинной деспотии, что и повлекло за собой немилость народа и последующий заговор, инициированный родной теткой Ивана Васильевича.

Смотреть 1 серию: https://www.ivi.ru/watch/ivan_groznyi

Смотреть 2 серию: https://www.ivi.ru/watch/ivan_groznyi/54197

Поделиться: